Миира Мукерджи, самый выдающийся индийской скульптор из тех, что работали в период пост-Независимости, создавала необычайные по своей силе работы. Будучи героем-индивидуалистом, она отказалась от всяких проявлений женственности в своем творчестве, считая себя профессионалом в первую очередь, а женщиной – во вторую. Первые уроки скульптуры Мукерджи прошла у традиционного скульптора, позже продолжив обучение по технической части в Мюнхене. По возвращении в Индию она отказалась от западного образования в пользу традиционного искусства, обратившись к технике бронзового литья племени бастаров. Она жила у бастаров, чтобы проникнуться их жизнью и творчеством, - опыт приобщения, включивший в себя также антропологическое исследование ремесел бастаров: «По-моему, каждый художник должен быть еще и ремесленником, это и есть преданность своей работе».
Но помимо этого она пришла к заключению о том, что в отличие от традиционного ремесленника с его ограниченным миром, современный художник-индивидуалист занят решением новых проблем и приобретением нового опыта. При этом она отчетливо осознавала, при всей своей профессиональной честности, что пока современный художник может получать выгоду от традиционного искусства, неравные отношения между люмпенизированным слоем и элитой будут дилеммой, которую не так-то просто разрешить. Несмотря на искренние усилия преодолеть это, народное искусство должно оставаться Другим. Миира Мукерджи была очень впечатляюща в своей строгости, наслаждаясь своей изолированностью и скромным существованием, и живя исключительно ради своего творчества. Она воспринимала свою собственную жизнь как романтическую борьбу, в которой она черпала силу для своих монументальных замыслов.
artslibrary.tripod.com