![]() м.Новослободская | +7 (966) 320-1788 |
![]() м.Менделеевская | +7 (999) 279-1160 |
![]() Тула | +7 (4872) 700-578 |
![]() | +7 (495) 795-99-27 |
Первый крупный художник Индии, сделавший примитивизм средством художественной выразительности, великий поэт Рабиндранат Тагор был также первым индийцем, эффективно использовавшим чисто «экспрессионистские» искажения объекта в своих работах. Тагор занялся живописью в качестве игры, когда ему было 67 лет и его международная слава поэта было в зените. Первая выставка работ Тагора состоялась в мае 1930 года в Галерее Пигаль в Париже. Анри Биду, ведущий сюрреалист, провел четкие аналогии между «автоматическим письмом» Тагора и работами сюрреалистов. Таким же образом, в Германии, где Тагор был легендарной фигурой, критик так откомментировал его работы: «Насколько же важен был в них взлет воображения, позволившего спуститься в те глубины, откуда происходит сама жизнь, так, чтобы избавиться от ужасной рутины иллюзионизма. Они интересны, потому что они демонстрируют что...между этими индийскими абстракциями и современными европейскими существует перекличка».
Живопись Тагора вызвала значительный резонанс в европейских интеллектуальных кругах, что может быть частично отнесено к его легендарной репутации. Но важно отметить и то, что европейцы, уже освоившиеся с поэтическими имиджами Пауля Клее и Макса Эрнста, не могли не откликнуться на мощь его яркого воображения.
Связь Тагора с европейским авангардом была не формой эмуляции, а всего лишь параллельным подходом к художественному примитивизму. Есть несколько ключевых аспектов живописи Тагора, безошибочно демонстрирующие его индивидуальный стиль. Источником живописи Тагора была игра, создание рисунков из пересечений в тексте, его «затирания». В черновых вариантах своих работ он часто экспериментировал с бенгальским письмом и визуальными эффектами оформления некоторых страниц. Тагор, наряду с остальной интеллигенцией Бенгалии, был увлечен новаторскими комбинациями текста и рисунка, развиваемыми художниками Ар Нуво и иллюстраторами Югенстиля, в особенности Адольфом Хельцелем.
Во-вторых, эти «затирания», сделанные с помощью ручки и чернил, и размытые в пределах ограниченной цветовой гаммы, начали принимать формы человека и животных. Они демонстрировали его интерес к тотемистическому искусству народностей Хайда с западного побережья Северной Америки и жителей Океании.
Среди примитивистских образов Тагора, собранных им со всего света, нет ничего из Индии, даже несмотря на то, что его восхищала простая жизнь санталов и бенгальцев. Но мы должны иметь в виду, что племенное искусство к тому времени еще не было широко известно в Индии. Фрейд, предложивший новый взгляд на автоматическое письмо, детский рисунок и наивное искусство, дал европейским экспрессионистам и сюрреалистам оружие для борьбы с академическими канонами. Как и в случае с европейским авангардом, примитивизм Тагора возник из глубинных психологических побуждений. Это то самое, что отличало живопись Тагора от его литературного творчества, в котором его стиль был «олимпийским» и формальным, почти не апеллировавшим к сфере бессознательного.
artslibrary.tripod.com