В течение первых трех десятилетий после Независимости самыми удачливыми художниками были бывшие бомбейские «прогрессивисты» - Хусейн, Суза и Раза; последние два были также первыми художниками диаспоры. Будучи выходцем из бедной семьи в Махараштре, Хусейн возвысился от простого рисователя афиш для индийских фильмов до общепризнанного лидера современного индийского искусства благодаря «остроте его тем и художественному совершенству, которых он достиг за три десятилетия». Яркая, привлекательная неоднозначность, выдающая силу духа, делает Хусейна самим воплощением полной оптимизма эпохи Неру. Высшей точкой его карьеры была Биеннале в Сан Пауло 1971 года, где он выставлялся наравне с Пикассо.
С его высочайшими достижениями и непрерывным творческим поиском он всегда оставался загадкой для критиков: «только они причисляли его к одному направлению, как он тут же делал прорыв в другое». В то же время Гита Капур говорит следующее: «можно только задаваться вопросом, какой обещает быть его следующая работа; истинное понимание традиции – типично индийское. Осознав ее с помощью свое блестящей интуиции, воплотив ее в серии ярких и запоминающихся образов, он расстается с ней, слишком быстро и слишком легко».
artslibrary.tripod.com