При переходе в следующее тысячелетие состояние искусства на Южно-Азиатском субконтиненте меняется быстрыми темпами по мере прихода новых поколений художников. Проблема национального самоопределения перед лицом надвигающейся глобализации искусства занимает особое место в их творчестве. Частично благодаря революции в области коммуникаций (включая легкодоступные средства передвижения и интернет), наследию колониализма и подрастающему поколению индийской молодежи, расселяющемуся по всему миру, различие между аутсайдером и инсайдером в Индии становится все труднее поддерживать. В состоянии всеобщего взаимопроникновения культур концепция национальной принадлежности становится проблематичной – являются ли британские художники, рожденные южноазиатскими родителями, британцами или азиатами? Для молодого поколения этот вопрос кажется бессмысленным, и художники, такие как Аниш Капур, просто-напросто отказываются делать подобный выбор. Западный канон являлся доминирующим во всем мире в течение последних 100 лет. Вследствие этого было принято оценивать творчество художников колониального мира исходя из западных стандартов. Поэтому на рынке искусств в мировых столицах Лондоне и Нью-Йорке западный авангард занял привилегированное место. В 1990-х годах южноазиатские художники начали оспаривать подобное господство. Под их влиянием рынок искусств, чьими представителями были западные галереи искусств и известные аукционные дома Сотби, Кристи и Бонхамс, обратились в сторону востока, открывая свои представительства в городах Индии и проводя аукционы там. Ряд торгов в Лондоне и Нью-Йорке специализируются на современном искусстве Индии и Пакистана. В Южной Азии галереи искусств разрастаются по мере того, как вбирают в себя работы молодых художников. Но во всем этом чувствуется заметное критическое отношение женщин-художниц и женщин-критиков искусства, и возможно за ними – будущее индийского искусства.
artslibrary.tripod.com